Научно-терапевтический центр
профилактики и лечения
психоневрологической инвалидности

ИЗДАНИЯ И ПРОГРАММЫ

Вниманию: психологов, педиатров, детских неврологов, педагогов, дефектологов, психиатров! В нашем Центре разрабатываются и применяются формализованные и компьютеризированные психодиагностические методики >>
Новые книги

Альманах "Исцеление" 8 выпуск

Восьмой выпуск Альманаха "Исцеление" >>

Методы массажа и ЛФК

"Методы массажа и ЛФК в коррекции мышечного тонуса и движений в клинике детской нейрореабилитации" (методические рекомендации) >>

Вопросы и коментарии

Задать вопрос или оставить отзыв Вы можете здесь >>

Научно-терапевтический Центр по профилактике и лечению психоневрологической инвалидности (НТЦ ПНИ) является реабилитационным центром, который достиг высокой эффективности восстановления дефектов интеллекта, речи, восприятия, движения, в том числе у детей с детским церебральным параличом, детским аутизмом, наследственными заболеваниями, хромосомными синдромами и другими состояниями, сопровождающимися нарушениями развития психоневрологических функций.

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛЕЧЕНИЯ
в Научно-терапевтическом центре по профилактике и лечению психоневрологической инвалидности

В основе любой функциональной недостаточности у детей с нарушениями развития мозга, как правило, лежит дефицит или дефект нервных клеток, неразвитых или разрушенных во внутриутробном, родовом или раннем послеродовом периодах.

Раннюю психоневрологическую недостаточность в детском возрасте могут определять:

  1. Дефицит нейронов и дефект межнейрональных связей. Незрелость нейрональной сети в функциональной системе.
  2. Не состоявшаяся в отведенный период онтогенеза интеграция периферического и центрального отделов анализатора. 
  3. «Закрытость» аномально сформированной функциональной системы. Резистентность ее к перестройке.
  4. Порочный круг: «функциональная недостаточность – функциональное бездействие – функциональная недостаточность».

Вместе с тем, в детском возрасте, несмотря на тяжелые дефекты мозговых структур, сохраняется возможность успешной коррекции отклонений в развитии психоневрологических функций, что определяется значительными компенсаторными резервами и высокой пластичностью детского мозга.

Предпосылки, обеспечивающие возможность улучшения состояния больных с ранней психоневрологической недостаточностью:

  1. Регенеративные способности самого нейрона, его отростков и нейрональных сетей, входящих в состав функциональных систем.
  2. Активизация аксо-дендритного ветвления сохранившихся нервных клеток с обогащением межнейрональных связей, что компенсирует количественный дефицит нейронов.
  3. Относительно высокая готовность функциональных систем мозга к перестройкам на ранних стадиях постнатального нейроонтогенеза.
  4. Компенсация повреждений нейронов и нейрональных сетей в мозге за счет подключения соседних нейрональных групп, не утративших поливалентные потенции к выполнению утраченной или недоразвитой функции.

Стимуляция сохранных или незначительно поврежденных нейронов, побуждение их к завершению процесса миграции (размещения в мозге), клеточному росту, образованию новых отростков и новых связей с другими нервными клетками. Обогащение нейрональной сети за счет развития дендритного дерева относительно ограниченного количества сохранившихся нейронов, увеличение межнейрональных связей может компенсировать дефицит нервных клеток.

Трофика нейрона определяется сбалансированностью, согласованностью синтеза нейрональных белков с ретроградной аксональной информацией о характере и степени разрушения на периферии отростков нейрона. Пептидные продукты распада белка на периферии являются сигналами к синтезу этого же белка в теле нейрона. Это показано 30 лет назад в работах Гюнтера Блобеля, получившего Нобелевскую премию 1999 года за теорию «сигнальных пептидов». Таким образом, стимуляция может успешно обеспечиваться метамерным введением гидролизатных препаратов, пептидный состав которых имеет сродство с пептидными продуктами распада нейрональных белков.

Пути компенсации функциональной психоневрологической недостаточности в детском возрасте:

  1. Трансплантация в ЦНС ростовых факторов с эмбриональной тканью. Минусы: хирургический доступ, опасность инфицирования, тканевая несовместимость.
  2. Трансплантация в ЦНС стволовых клеток. Минусы: незавершенная отработка технологии приготовления, хирургический доступ, тканевая несовместимость, воспалительная реакция, развитие тератом.
  3. Активизация собственных пластических потенций детского мозга: стимуляция сохранных или незначительно поврежденных нервных клеток, побуждение их к завершению процесса миграции, клеточному росту, запуску аксодендритного ветвления. 

Реабилитационное лечение в нашем Центре проводится по комплексной методике, которая включает метамерную фармакотерапию, направленную на стимуляцию нейронального метаболизма, и осуществляется инъекционно или безыгольно. Избыточная доставка к нейрону пептидных продуктов гидролиза мозга стимулирует качественный подъем синтеза белка в нейроне, интенсифицирует аксональный транспорт, оказывая ростстимулирующее действие. Активизируется рост и ветвление дендритов, разрыв старых и образование новых межнейрональных синапсов, инициируется миграция нейрона.

Одновременно проводится форсированная сенсорная стимуляция основных анализаторных систем, способствующая воссозданию или восстановлению в функциональных системах мозга «образов» двигательных, зрительных, слуховых, речевых и других поведенческих реакций. Так, восстановление шагового автоматизма обеспечивается не стимуляцией отдельных мышечных групп, а имитацией ползания и ходьбы, восстановление зрительного восприятия – воздействием света для выработки вначале фиксации взора на свете, затем реакции прослеживания, а в дальнейшем – различения формы и цвета предметов. 

Принципы комплексной реабилитационной терапии в НТЦ ПНИ:

  1. Метамерная фармакотерапия с индивидуальным подбором композиций медикаментов:
    а) инъекционная; б) безыгольная (точечный микроэлектрофорез, фармакомассаж).
  2. Форсированная имитационная сенсорная стимуляция основных анализаторных функций:
    имитация ползания и ходьбы, тонкой моторики кисти; зрительного, слухового восприятия;
    импрессивной и экспрессивной речи; коммуникативных действий (холдинг-методика).
  3. Электростимуляция и пневмовибростимуляция пассивных мышц с целью имитации движений, противодействующих спастическим позотоническим установкам.
  4. Прямое воздействие на структуры ЦНС: транскраниальная и трансспинальная магнитная стимуляция и др. 

Проведенное нами совместно с НИИ биомедицинской химии (директор – академик А.И.Арчаков) фракционирование отечественного препарата церебролизата с использованием метода обращенно-фазовой высокоэффективной жидкостной хроматографии было получено 9 основных полипептидных фракций с 35 подфракциями. Дальнейшее фракционирование позволило получить олигопептидные подфракции третьего и четвертого порядка. Биологическая активность этих фракций (повышение синтеза белка и ДНК, ростстимулирующее действие) исследовалась на культуре клеток Гассерова узла. Установлено, что обнаруженная нами способность гидролизатных пептидов, содержащихся в полученных фракциях, индуцировать синтез белка и ДНК сочетается с их значительной ростстимулирующей активностью. Имеется перспектива создания синтетического аналога этих фракций, эквивалентного по биологической эффективности церебролизатам.

Стимулирующее действие фракций церебролизата на синтез белка, ДНК и клеточный рост (представлена максимальная степень повышения).

За 15 лет работы в Центре пролечено 7 тысяч детей, проведено 16 тысяч терапевтических курсов. Важно не только обеспечить эффективное улучшение в состоянии больных, но и раскрыть тонкие механизмы этого улучшения, изучить процессы запускаемой лечением функциональной и структурной перестройки мозга, его систем.

Динамика восстановления психоневрологических функций на фоне реабилитационной терапии имеет несколько этапов и зависит от функциональных и структурных процессов, лежащих в его основе.

Этапы улучшения состояния детей при реабилитационной терапии и процессы, лежащие в их основе:

  1. Дни, 1-2 недели.
    Стимуляция функциональной активности нейронов, межнейрональных связей, функциональных систем. Активизация их деятельности. Выведение их из функционального бездействия.
  2. Недели, 1-2 месяца.
    Активизация метаболизма белка и ДНК в нейроне, ростостимулирующее воздействие. Запуск дендритного ветвления. «Раскрытие» аномально «закрытой» функциональной системы и начало ее перестройки под влиянием нормативных внешних воздействий.
  3. Месяцы, 1-2 года.
    Регенерация нейрона, нервного волокна и пучков волокон со скоростью медленного аксонального транспорта (рост цитоскелета) – 2 мм в сутки.

Нейровизуализация выявляет у детей с нарушениями развития психоневрологических функций морфологические изменения, связанные с повреждением или дисгенезией мозговых структур.

Наиболее частые структурные изменения в мозге, выявляемые у детей с нарушениями развития психоневрологических функций:

  1. Повреждения мозгового вещества гипоксически-ишемической, травматической и инфекционной природы:
    а) последствия перивентрикулярной лейкомалации, перивентрикулярная энцефалопатия;
    б) вентрикуломегалия симметричная и асимметричная (чаще за счет атрофии белого вещества полушарий мозга);
    в) субкортикальные кисты, одиночные и множественные (перенесенная герпетическая или цитомегаловирусная нейроинфекция);
    г) линейные кисты в подкорковой области;
    д) глиоз: очаговый в веществе мозга, перивентрикулярный;
    е) прочие.
  2. Гипоплазии полушарий головного мозга, мозолистого тела, червя и полушарий мозжечка, ствола мозга, аномалий развития желудочковой системы.

Показана существенная роль патологии перивентрикулярной области мозга в патогенезе психоневрологической недостаточности у детей раннего возраста. Изменения перивентрикулярной области наблюдаются практически у 100% детей с нарушениями развития психоневрологических функций, чаще в виде перивентрикулярной энцефалопатии (повышенная гидрофильность, снижение плотности, дисмиелинизация и/или атрофия перивентрикулярного белого вещества полушарий мозга), но в ряде случаев обнаруживаются четкие признаки перенесенной перивентрикулярной лейкомаляции, что не исключает возможности успешной реабилитации.

Последствия перенесенной перивентрикулярной лейкомаляции у ребенка Максима К. 2,5 лет со спастической тетраформой детского церебрального паралича.

В 2003 году нами описаны симметричные линейные изменения плотности в подкорковых узлах у детей с гиперкинетической и спастико-гиперкинетической формами детского церебрального паралича. Характерно, что у разных больных форма и расположение очагов было совершенно идентичным. В этих случаях двигательные нарушения носили, как правило, резистентный к терапии характер.

Стереотипные симметричные линейные изменения плотности в подкорковых узлах в группе детей с гиперкинетической и спастико-гиперкинетической формами ДЦП.

В Центре проходили лечение несколько детей с лиссэнцефалией, заболеванием, в основе которого лежит незавершенность нейрональной миграции. В результате слой коры становится широким и как бы «размытым», поверхность полушарий – гладкая, без борозд и извилин (лиссэнцефалия – гладкий мозг).

Саша К. Лиссэнцефалия. МРТ головного мозга и схема.

Обычно такой ребенок грубо отстает в своем развитии, не овладевает самыми элементарными двигательными и психоречевыми навыками. Дети не удерживают голову, не сидят, не фиксируют взор, не дают четкой реакции на свет и звук, не могут жевать. Гуление, лепет отсутствуют, на обращенную речь не реагируют.

Однако на фоне терапии возможно существенное улучшение в состоянии ребенка. После 2-3-х курсов некоторые дети могут сидеть, ходить с поддержкой, захватывать пальцами предметы, понимать элементарные речевые обращения, узнавать и показывать некоторые предметы. Существенно улучшались корковые зрительные вызванные потенциалы.

Уже через год после начала лечения на компьютерной томограмме мозга появляются признаки индукции нейрональной миграции, незавершенной в нормальные онтогенетические сроки, с дифференцировкой и уменьшением толщины слоя коры, началом образования извилин, увеличением объема мозолистого тела. Таким образом, в основе клинического улучшения в состоянии детей с лиссэнцефалией лежит активизация нейрональной миграции и формирования коры.

Кристина О. Лиссэнцефалия. Клиническое улучшение на фоне лечения и положительная динамика МРТ мозга (утончение коры и появление извилин - активация миграции нейронов). I исследование (вверху) - 28.12.03, II исследование (внизу) - 24.12.04.

На фоне проводимой комплексной стимулирующей терапии и у детей с детским церебральным параличом относительно нередко удается выявить положительные изменения не только в клинике, но и в морфологической картине мозга при повторных МРТ-исследованиях. Уменьшаются явления гипоплазии полушарий мозга, перивентрикулярной энцефалопатии, улучшается трофика вещества мозга, увеличивается объем мозолистого тела. Эти данные подтверждают возможность достижения в ходе реабилитационного процесса не только функциональных положительных сдвигов, но и макроморфологической перестройки в мозге.

Денис Б. Дистоническая форма ДЦП, задержка психомоторного развития. Клиническое улучшение и уменьшение гипоплазии больших полушарий, мозолистого тела, червя мозжечка при МРТ мозга.

Гипоплазия червя мозжечка в сочетании с гипоплазией передних отделов лобных и височных долей больших полушарий, мозолистого тела является отнюдь не редким феноменом. По статистике варианты аномалии Денди–Уокера наблюдаются в 0,5-1 случае на 10000 новорожденных. Однако среди детей с нарушениями развития психоневрологических функций частота указанной аномалии увеличивается на 2 порядка и составляет, по нашим данным, 0,67%. Клиническая картина аномалии Денди–Уокера характеризуется выраженным полиморфизмом.

Аномалия Денди–Уокера.

Несмотря на грубый дефицит ткани червя и полушарий мозжечка, выраженные признаки атаксии совсем не являются облигатными для аномалии Денди–Уокера и наблюдаются, по нашим данным, лишь в трети случаев.

Чаще выявлялась недостаточность высших психических функций, к которым, в частности, относятся не только известные когнитивные нарушения, но и выявляемая у больных общая двигательная неловкость. Вместе с тем, в случаях преобладания в клинике атаксического синдрома на фоне лечения отмечены существенные положительные сдвиги: от исходной грубой дискоординации с невозможностью сидеть и ходить, манипулировать – к полному овладению этими навыками. Атакситест: уменьшение степени атаксии на курсе терапии.

Атакситест. Среднее время касаний в лабиринте. Уменьшение нарушений координации у детей с атактическими синдромами до и после лечения.

Наибольший интерес привлекает сочетание гипоплазии червя мозжечка с различными аутистическими проявлениями, которые наблюдаются примерно в 25% случаев аномалии Денди–Уокера. В литературе последних 15-20 лет делаются попытки связать детский аутизм напрямую с патологией самого мозжечка и его связей с ассоциативными зонами коры большого мозга.

На фоне лечения в НТЦ ПНИ у большинства наблюдавшихся детей с аутизмом уменьшались признаки отвержения тактильного, зрительного и слухового контакта, появлялся устойчивый перцептивный контакт с матерью, наблюдались сдвиги в интеллектуально-речевом развитии. Нами, совместно с проф. В.М.Башиной проанализирована эффективность лечения в нашем Центре детей с аутизмом Каннера и синдромом Аспергера. Как видно в представленной таблице, в процессе лечения отмечено улучшение в состоянии всех основных когнитивных функций.

Сравнительная эффективность лечения в НТЦ ПНИ детского аутизма Каннера и синдрома Аспергера.

Исследуемые функции
Клиническая форма заболевания
Детский аутизм Каннера
Синдром Аспергера
1
2
+%
1
2
+%
Тонкая моторика
1,1
1,8
18
1,1
2,5
34
Экспрессивная  речь
1,0
1,8
13
1,5
3,5
33
Импрессивная речь
1,6
2,1
12
1,4
2,9
38
Запас знаний
1,9
2,2
8
2,1
3,5
35
Когнитивные функции (все)
5,6
7,9
13
6,1
12,4
35
Ориентировочные реакции
1,7
3,1
28
2,9
4,1
24
Общение
0,4
1,0
30
0,8
1,4
30
Эмоциональная сфера
0,9
1,6
23
1,1
2,1
33
Коммуникативные навыки
3,0
5,7
27
4,7
7,6
29

1 – оценка состояния функции до лечения,
2 – оценка состояния функции после лечения,
+% - относительное увеличение показателя после курса терапии (в %).

Достигаемые в процессе лечения уровень и качество восстановления психоневрологических функций в значительной степени компенсируют функциональный дефицит. Вместе с тем, формируется особое состояние – т.н. «леченный аутизм»: несмотря на купирование аутистического отвержения и восстановление коммуникации с родными и посторонними, могут сохраняться определенные поведенческие особенности.

Указанные явления наблюдаются и в других направлениях психоневрологического развития. В Центре успешно пролечены десятки детей с нарушениями развития зрительного и слухового восприятия, врожденным снижением зрения и тугоухостью. Восстановление зрения и слуха у них подтверждается и субъективно, и объективными методами исследования – определением остроты зрения, аудиографией, изучением зрительных и слуховых вызванных потенциалов мозга. Однако субъективное улучшение зрения и слуха опережает появление положительных результатов при инструментальных методах исследования. Так, при восстановлении слуха аудиограмма остается нарушенной: костная проводимость восстанавливается прежде воздушной.

Восстановление костной проводимости на фоне лечения у Наташи К. с нейросенсорной тугоухостью.

Зрение также восстанавливается прежде нормализации зрительных ВП и в большей степени – за счет периферического, развитие которого восполняет, замещает отсутствие или слабость центрального. Имеются и другие особенности восстановления восприятия.

У девочки с врожденной слепотой, впервые поступившей на лечение в Центр в возрасте полугода, после первых курсов появилось и затем стало развиваться зрительное восприятие. В 3-4 года стала видеть даже мелкие предметы и легко манипулировать ими (маковые зерна, семена), а также смогла различать цвета и рисовать цветными карандашами. Рано научилась читать и писать. Перед поступлением в массовую школу сохранялась лишь нечеткость видения на расстоянии (например, на классной доске).

Даша О. Внутриутробное поражение ЦНС, врожденный амавроз. МРТ головного мозга. Зрительные ВП
с затылочной, височной и теменной долей. Формирование зрительного центра в поле 7 теменной доли.

Вместе с тем, офтальмологические исследования выявляли атрофические изменения на глазном дне, а зрительные ВП при отведении со «зрительной» затылочной доли мозга отсутствовали, что, казалось бы, противоречило субъективным признакам восстановления зрения.

Нами зарегистрированы у девочки зрительные вызванные потенциалы не с затылочной доли, а с заднего отдела теменной доли, с поля 7 (характерно, что у здоровых детей зрительные потенциалы с теменной доли не регистрируются). Здесь расположены нейроны, сохранившие потенцию к приему зрительных сигналов, они и сформировали зрительные вызванные потенциалы. Но по форме эти потенциалы все же отличались от нормальных зрительных потенциалов, регистрирующихся у здоровых зрячих детей с затылочной доли. Таким образом, в детском возрасте корковые центры при реабилитационной терапии могут формироваться не в долженствующем месте, а соседних отделах коры, которые также имеют эту функциональную потенцию.

Одним из важнейших достижений неврологии конца 20-го века явилось открытие командных систем нейронов, которые, в строгом соответствии с генетической программой развития и независимо от влияний внешней и внутренней среды, подготавливают основные поведенческие автоматизмы или стереотипы. Последние под влиянием средовых воздействий будут реализованы в конкретные формы сосательного, шагового, зрительного или других форм поведения.

Поэтому в каждой функциональной системе должны быть предусмотрены 3 группы нейронов:

  • афферентно-независимые командные нейроны, развитие и работа которых генетически детерминированы;
  • афферентно-зависимые нейроны, структурные и функциональные характеристики которых целиком определяются средой;
  • переходная группа нейронов, имеющая черты и первой, и второй групп.

Функциональная интеграция этих нейрональных групп происходит в фиксированный возрастной диапазон онтогенеза и является основой феномена импринтинга, описанного К.Лоренцом.

Роль командных нейрональных систем в развитии. Формирование сосательного поведения у новорожденного.

Указанная нейрональная система, по-видимому, является универсальной и охватывает все основные направления развития психоневрологических функций: двигательных, перцептивных, речевых, интеллектуальных и эмоционально-коммуникативных. Таким образом, становление поведенческих реакций обеспечивается не только средой и обучением, но в значительной степени генетически детерминировано. Причем, генетически детерминированы не мышечные сокращения и не движения, а стереотипы поведенческих реакций.

Нами описаны своеобразные реакции игнорирования-отвержения, возникающие при задержке развития движений, зрительного и слухового восприятия, речи и др. У полностью слепых или глухих детей такой реакции не было. Но, как только появлялись первые, самые слабые признаки начала развития зрительного или слухового восприятия, дети демонстрировали негативизм в ответ на звук или свет в виде активного избегания, отворачивания от раздражителя, загораживания от него рукой.

Феномен игнорирования-отвержения свидетельствует о сохранении способности к взаимодействию со средой даже при минимальных возможностях органов восприятия («невидящий ребенок «видит», что он не видит»). По мере восстановления функций восприятия выраженность реакций игнорирования-отвержения уменьшалась, и затем они исчезали полностью, что служило благоприятным прогностическим признаком в отношении восстановления зрения и слуха.

Реакции игнорирования-отвержения светового раздражителя: Валерия Ч., 2 г. Видеозапись осмотра.
1, 2 – освещение глаз фонариком и реакция в виде закрывания глаз и опускания головы, 3, 4 – освещение глаз фонариком и реакция в виде отворачивания головы.

vid

Реакции игнорирования-отвержения светового раздражителя: Павел Д., 1,5 г. Видеозапись осмотра.
1 – опускание глаз, 2 – закрывание глаз руками, 3 – отворачивание головы и отталкивание рук врача, 4 – плач.

vid

Аналогичные реакции определялись и при задержке двигательного развития у детей и проявлялись отвержением опоры, отвержением мануального контакта. По мере восстановления шагового автоматизма исчезает отвержение опоры, купируются другие негативные двигательные реакции.

При задержке речевого развития ребенок избегает вербального контакта, как в импрессивной, так и в экспрессивной функции. Нередко, несмотря на выраженность эгоцентрической речи, он отвергает активное участие в разговоре, замыкается в себе, проявляет недовольство.

На рисунках представлена положительная динамика зрительных и слуховых ВП на фоне лечения у больных с нарушением развития зрительного и слухового восприятия и выраженными реакциями игнорирования-отвержения.

Динамика зрительных ВП на фоне лечения в НТЦ ПНИ. Павел Д., 1,5 г. ДЦП, спастическая тетраформа, атрофия зрительных нервов.

Огромное значение мы придаем клиническому, психологическому и нейрофизиологическому мониторингу динамики состояния пациентов на курсе лечения и по мере прохождения повторных курсов: исследование «профиля развития» психоневрологических функций, нейропсихологическое исследование, электроэнцефалография (ЭЭГ), анализ вызванных потенциалов мозга (ВП) при стимуляции зрения, слуха, нервно-мышечной системы, проведение электромиографии (ЭМГ) и стимуляционной электронейромиографии (ЭНМГ).

Отчетливый положительный эффект в состоянии пролеченных больных подтверждается и данными клинического неврологического и психологического обследования, и результатами МРТ-исследований, энцефалографии, определения слуховых, зрительных и соматосенсорных вызванных потенциалов, электронейромиографии, исследования мигательного и бульбокавернозного рефлекса и др.

Динамический профиль развития. Илья А., дистоническая форма ДЦП. До поступления – грубая задержка крупной и мелкой моторики, дизартрия.

Психоневрологический профиль развития больного Вани Х., 6 лет. Детский аутизм. Динамика на фоне лечения.

Динамика нейропсихологической картограммы недостаточности ВПФ на фоне лечения. Олег В. Спастическая тетраформа ДЦП.

Динамика нейропсихологической картограммы недостаточности ВПФ на фоне лечения. Никола М. Синдром Мартина–Белл.

Проблема несовместимости активной реабилитационной терапии с эпилептическим синдромом у детей не имеет под собой оснований. Ежедневный, а иногда и почасовой электроэнцефалографический контроль и гибкая коррекция противосудорожной терапии позволяет нам проводить активную стимулирующую терапию даже у детей с эпилептическими синдромами, как правило, достигая купирования и клинических и электроэнцефалографических пароксизмальных проявлений.

Нормализация ЭЭГ у больной Анны С., 2 года 3 мес. Микроцефалия, эпилептический синдром, частичная атрофия зрительных нервов, ЗПРР.

Терапевтические подходы в нейрореабилитации в последние годы обогащаются новыми методами. С целью направленного воздействия на конкретные структуры центральной нервной системы применяются медикаментозные препараты в совокупности с веществами, облегчающими проникновение лекарств через клеточные мембраны. Совместно с Институтом биомедицинской химии нами разработана методика фармакомассажа с применением липосомальной мази с церебролизатом, а также мази, содержащей церебролизат в сочетании с веществом-проводником, обеспечивающим глубокое проникновение церебролизата через кожу в мышцы и нервные окончания.

Перспективным и успешным представляется терапевтическое применение, наряду с проводимой терапией, транскраниальной магнитной стимуляции конкретных отделов левого и правого полушарий мозга при врожденных слепоте и тугоухости, задержках развития экспрессивной речи, детском аутизме, умственной отсталости, а также трансспинальной магнитной стимуляции отделов спинного мозга в лечении миелодисплазии, энуреза и других спинальных нарушений.

Наш социальный менталитет, к сожалению, еще далек от идеала благожелательного отношения к больным и инвалидам. Тяжелый психологический груз, связанный с болезнью ребенка, нередко служит причиной дезадаптации матери, потери ею веры в будущее ребенка, а в ряде случаев приводит к психосоматическим патологическим состояниям. Поэтому многие из них нуждаются в консультации не только психолога, но и в медицинской помощи. Важно научить мать заботиться о своем здоровье, как гарантии здоровья ребенка, успешности его лечения.

Родительско-детское взаимодействие по мере взросления ребенка.

Тест Оценки родительского отношения (ОРО). Особенности материнского отношения к больному ребенку: повышение отвержения, снижение кооперации и симбиоза.

Цель психокоррекционных мероприятий заключается в том, чтобы отношения в диаде «мать-дитя» при нарушениях развития психоневрологических функций у ребенка способствовали полноценному и эффективному проведению реабилитационного процесса. Это позволяет повысить уровень принятия родителем своего ребенка, степени доверия, оптимизировать психоэмоциональные связи в диаде.

Динамика родителько-детских отношений (тест ОРО) на фоне курса лечения в НТЦ ПНИ.

Таким образом, за 15 лет со времени организации нашего Центра пролечено более 7000 больных, поступивших из различных регионов России, ряда зарубежных стран (Азербайджан, Белоруссия, Вьетнам, Германия, Грузия, Израиль, Казахстан, Латвия, Македония, Молдавия, Сербия и Черногория, США, Узбекистан, Украина и др.). С целью приближения лечения к местам жительства пациентов, нами обучено комплексной реабилитационной методике, применяемой в НТЦ ПНИ, более 30 специалистов из различных городов России, где были организованы региональные филиалы, некоторые из которых успешно функционируют и в настоящее время.

Итоги научной работы сотрудников Центра за 15 лет представлены в ряде изданий. Опубликовано 7 монографий по проблемам нарушения развития психоневрологических функций у детей, в том числе такие книги, как «Детство нервной системы» (1995 и 2004 гг.), «Развитие нервной системы у детей (нейроонтогенез и его нарушения)» (2000 г.) И.А.Скворцова, фундаментальная монография «Развитие нервной системы у детей в норме и патологии» (2003) И.А.Скворцова и Н.А.Ермоленко. Защищен ряд кандидатских диссертаций.

Кроме того, издано 7 выпусков многопланового Альманаха «Исцеление» (7-ой выпуск готовится к печати), посвященных актуальным проблемам детской неврологии, психологии, современным представлениям о патогенезе дизнейроонтогенетических нарушений, новым подходам к реабилитационной терапии детей с психоневрологической недостаточностью; 10 тематических брошюр с методическими рекомендациями для родителей и специалистов.

Главная Методы Родителям Результаты Контакты